Особенности сервировки стола в детском саду

Сервировка стола для старшей группы

Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Еще бы, почти школьники! Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями – они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд.

Кроме того, список столовых приборов расширяются – появляется целых два ножа: для еды и для масла . Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями – убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться.

  1. 1. Как и ранее, на стол ставится хлебница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню.
  2. 2. Однако теперь добавляется новый предмет – масленка со столовым ножом . Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится – твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб.
  3. 3. Приборы кладутся на стол в таком порядке : нож и ложка справа от тарелки, вилка – слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации.
  4. 4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы .
  5. 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места – на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе . Конечно, и младшим не должно быть тесно – однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно.
  6. 6. Остальные рекомендации аналогичны предыдущим разделам этой статьи.

В итоге вы должны получить примерно такой вид:

Как видите, сервировка простая, но удобная для каждого, сидящего за столом. Она полностью соответствует правилам санпина и помогает поддерживать порядок в группе во время приема пищи.

Повседневный стол в детском саду

Сервировка стола для младшей группы

Маленькие дети еще только осваивают навыки приема пищи с помощью приборов, поэтому сервировка стола для них должна соответствовать определенным правилам:

  • Посуда должна быть яркой и красочной.
  • Тарелки и приборы должны быть легкими, чтобы ребенку было удобно кушать.
  • На детском столе для младшей группы не предусмотрены стеклянные стаканы и вилки. Вместо них кладут обычные чашки и ложки.
  • Лучше использовать десертную посуду.
  • Суп подают в стандартных тарелках.
  • Приборы складывают в конвертики из салфеток.
  • На столе обязательно присутствует хлебница.

Чтобы оформить детский стол дешево и креативно, использовать клеенчатые скатерти с мультяшным рисунком, яркие салфетки и расписную посуду. В центр стола можно поместить композицию из искусственных цветов или оригами. Дети будут рады увидеть на обеденном столе собственные поделки.

Стол для средней группы

Дети постарше уже могут пользоваться вилками, полноценными супницами и обычными столовыми приборами. Тарелки ставят на крупные полотняные салфетки с рисунком. В этом возрасте малыши уже могут сами накрывать на стол по наглядной схеме в качестве дежурных.

Стол можно украсить оригами из салфеток. Это могут быть кораблики или звездочки. Для мальчиков таким образом можно дешево создать морскую тематику, используя голубые салфетки и полосаты флажки из цветной бумаги.

Сервировка стола для старших детей

Дети в этом возрасте уже могут полноценно пользоваться всеми приборами для приема пищи. К ранее выставляемым тарелкам и приборам добавляются ножи для еды и масла. Дети теперь могут самостоятельно делать бутерброды, поэтому на столе необходима масленка.

  • Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах.
  • Хлеб ставить на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски (20-25г). Кусков в хлебнице всегда больше, чем детей за столом. Каждый может есть сколько хочет
  • Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока).
  • Сосиски, сардельки в младшей группе подаем в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами. Также подаем в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками.

Шаг 2. Раскладываем тарелки

Эта часть «сервировочной» теории будет самой обширной. Ведь состав и комбинация тарелок зависит от запланированного меню, количества гостей и масштаба праздника.

По классическим правилам сервировки стола на одну персону может полагаться несколько тарелок:

Подстановочная большая тарелка (сервировочная) – для дневного и будничного стола она не обязательна, также некоторые стили сервировки (например, рустикальный) допускают ее отсутствие. На фото ниже представлены примеры сервировки с подстановочной тарелкой и без нее.

Также могут быть нужны: средняя (закусочная), маленькая (пирожковая или десертная) и глубокая тарелка для супа.

Согласно канону вид глубокой тарелки зависит от вида супа. Для густого выбирают широкую (фото слева), для легкого бульона или крем-супа – пиалу с ручками или без них (фото справа). Но это как раз то правило, которым вполне можно пренебречь.

Что касается расстановки тарелок, то на подстановочные ставят закусочные или глубокие тарелки, десертные и/или салатные тарелки ставят слева как показано на картинке справа. На этом месте также может располагаться чайная пара, пирожковая тарелочка или, к примеру, пиала для яиц по случаю Пасхи. На фото ниже представлены варианты праздничной сервировки и состава тарелок.

  • Тарелки нужно ставить на расстоянии 1,5-2 см от края стола и на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • Чтобы закусочная тарелка не скользила по подставочной, между ними нужно положить бумажную или текстильную салфетку как показано на фото ниже.

И немного о расстановке блюд

Кроме сервировки столовых приборов и посуды вам нужно разложить и сами блюда с едой. Вот небольшая памятка о том, как это можно сделать красиво и правильно.

Ну, вот и все. Желаем вас успешной практики и веселых, душевных праздников!

Дети впитывают в себя информацию, как губка

Поэтому очень важно с самого рождения прививать им правильные манеры. Культура питания – то, что необходимо в современном обществе

в детском саду имеет огромное значение, ведь так малышам прививается порядок и основные догмы, которые будут использоваться в жизни в дальнейшем. О том, что нужно знать воспитателям и нянечкам в дошкольных учреждениях , поговорим в статье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показаны навыки и умения детей 6-7 лет дежурить во время обеда, умение сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, воспитание дружеских отношений друг к другу.

Конспект занятия по обучению сервировке стола для подготовительной группы, в котором известные сказочные герои Миша Маша в увлекательной форме разучат с детьми правила сервировки обеденного стол.

«Сервировка стола.Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов.

В процессе игры дети учатся различать полезные и вредные продукты питания и закрепляют навыки правильной сервировки стола.

Игра «Накрой стoл»Цель: продолжить учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки.Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы п.

Задачи и фукциональные обязанности воспитателя и младшего воспитателя в ходе реализации режимных моментов.

Мы часто говорим с вами о еде, но непозволительно мало внимания уделяем другому важному аспекту праздничного и повседневного стола – сервировке! Чтобы исправить это, Nehudeem.ru вводит новую рубрику #nehudeem_сервировка. Раз в неделю будем рассказывать о тонкостях сервировки, видах столовых приборов, правилах этикета и просто публиковать тематические вдохновляющие фото и видео подборки ????. Сегодня предлагаем начать с азов — правил расположения столовых приборов

Сегодня предлагаем начать с азов — правил расположения столовых приборов.

Один из вариантов классической схемы сервировки стола предполагает, что: 🌀 большая сервировочная тарелка, выполняющая роль подставки, ставится для каждого гостя строго по центру. В неё помещается тарелка с салатом/супом/горячим. 🌀 Выше и левее от сервировочной тарелки ставится тарелка для хлеба. Поверх неё кладётся нож для масла. 🌀 Десертные ложка и вилка располагаются над сервировочной тарелкой. 🌀 Остальные вилки раскладывают слева, нож и ложки – справа. При этом действует правило: самые крайние приборы предназначены для блюд, которые подаются в первую очередь. 🌀 Чашка и блюдце для десерта находятся, как правило, у самого края на стороне ложек, салфетка – на стороне вилок. 🌀 Бокалам для вина и воды отводится место над ложками, на уровне хлебной тарелки. Если приём официальный, справа от тарелки для хлеба может быть установлена карточка с именем гостя. _________ Как видите, правил не так уж много и их легко запомнить, а лучше будет просто сохранить себе схему в закладки 😉

В настоящее время в детских садах активно используются алгоритмы. Считается, что они помогают детям самостоятельно делать выбор и уметь оперировать данными.

Алгоритм мытья рук

Алгоритм одевания одежды весной и осенью

Закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран

Алгоритм одевания в весенне-осенний период

Готовим фруктовый салат

Алгоритм одевания в зимний период

Что это? Цвет, величина, запах, время цветения, части растения, где растёт

Шаг 3. Кладем столовые приборы

Теперь приступаем к раскладке приборов. Их кладут по бокам по числу перемен блюд (вогнутой стороной к столу):

  • Справа от тарелок располагают ножи и ложки;
  • Слева – вилки;
  • Сверху можно положить чайную ложку.

Праздничная сервировка в домашних условиях не требует наличия большого количества специальных ножей, вилок и ложек. Чаще всего хватает одного ножа, одной вилки и пары ложек (для супа и десерта).

Но при необходимости и желании, вы можете дополнительно сервировать стол специальными вилками, ножами и ложками как показано в следующей фото-подборке.

Подробнее о правилах расстановки приборов можно узнать в следующем видео-уроке.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в более старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку

на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду

стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику

стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Праздничная сервировка стола в детском саду

Праздник в детском саду подразумевает небольшие затраты и использование здоровых продуктов. Можно выделить следующие этапы оформления праздничного стола для детей:

  • Выбор тематики. Лучше выбрать нейтральную тематику, которая понравится всем ребятам. Также можно организовать несколько отдельных столов для девочек и мальчиков. Девочкам понравится стол в стиле барби, а мальчики обрадуются пиратской атрибутике.
  • Сохранение цветовой гаммы. Подобрав тематику, нужно определиться с цветом салфеток и украшений. Лучше выбирать предметы, близкие по цвету, чтобы создать эстетичную картинку.
  • Декорирование пространства над столом. Подвешенные к потолку украшения не займут много места, но превратят обед в настоящий праздник. Можно отпустить к потолку гелиевые шары или подвесить обычные. Ленточки шаров следует завить, чтобы они свисали серпантином. Хорошим вариантом станут разнообразные фигурки из плотного картона.
  • Выбор посуды. Лучше выбирать пластиковую посуду, которая является безопасной для ребенка. В магазине можно по доступной цене приобрести тарелки с тематическим рисунком. Однотонные стаканы украшают наклейками и трубочками.
  • Подбор скатерти. Вместо ткани лучше выбрать цветастую клеенку, выдержанную в одной цветовой гамме с оформлением стола.
  • Украшение стульев. Спинки стульев можно украсить лентами, бантами и гелиевыми шарами.

Выполняя вышеизложенные шаги, необходимо придерживаться основной тематики и выбранной цветовой гаммы. Для эк ономного оформления стола воспитателям пригодятся воздушные шары, салфетки, цветная бумага и ленты.

Из воздушных шаров и коричневых конусов из картона можно соорудить рожки мороженного. Дети будут рады разрисовать шары и оставить на них отпечатки ладошек. Такие креативные украшения можно подвесить к потолку или привязать к спинке стула каждого ребенка.

В оформлении стола на помощь придет техника оригами. Из салфеток и бумаги можно соорудить небольшие фигурки животных, кораблики, геометрические фигуры, которые освежат праздник.

Блюда на праздничном столе в детском саду

Детский праздник подразумевает использование здоровых продуктов, которые не вызовут у малышей аллергии. На стол в детском саду можно подать такие продукты:

  • Вареная колбаса, сыр, яйца;
  • Фрукты и овощи;
  • Фруктовый сок;
  • Мармелад, зефир и карамель;
  • Выпечка.

Маленькие дети едва ли станут есть в праздничный день скучные блюда. Ребят можно порадовать сытными бутербродами из хлеба, колбасы и сыра. Такие закуски имеют множество вариантов оформления, которые придутся по вкусу каждому ребенку. Например, из ломтика сыра получится парус корабля, а помидор с вкраплениями белка сойдет за божью коровку.

  • праздничные детские блюда;
  • меню на детский день рождения.

Также аппетитную закуску преобразит необычная форма хлеба: ломтик батона с помощью острого ножа превращают в звезду, корабль или сердечко. Из небольшого продукта получится забавная мордочка животного. Глаза заменят кусочки маслин, а ресницы и усы, веточки зелени.

Беспроигрышным вариантом станут миниатюрные канапе. На шпажку можно нанизать абсолютно любые продукты: сыр, колбасу, маслины. Сладкие канапе готовят из кусочков фруктов, которые не разваливаются в руках. Для этой цели подойдет сбрызнутое лимоном яблоко, киви, груша, виноград. А вот мандарины и банан для этой цели лучше не использовать.

Выпечку лучше использовать домашнюю. В этом случае на помощь придут опытные мамы, которые приготовят миниатюрное печенье и пирожные. Печенье лучше выпекать в формочках, а панкейки украсить ягодами и разноцветным драже.

Фрукты также можно преобразить с помощью карвинга. Для того, чтобы превратить грушу и несколько ягод винограда в аппетитного ежика, не требуется особого мастерства. То же самое можно сказать о лебеде из яблока и снеговике из банана.

Напитки следует украсить трубочками и зонтиками для коктейлей. В центре стола будет хорошо смотреться яркий графин, наполненный соком. Однако в разливе детишкам понадобится помощь взрослых.

  • Как написать сочинение “Дед Мороз в гостях у лесных жителей”?
  • Что подарить девушке на Новый год 2018 недорого и оригинально
  • Какой подарок выбрать мужу на Новый год 2018
  • Шаблоны для вырезания из бумаги декоративных совушек
  • Поздравления с Днем автомобилиста в стихах 2017
  • Детский Новый год: 5 веселых игр для детей 3-6 лет
  • Веселые конкурсы для корпоратива на Новый Год с приколами, музыкой и танцами
  • Чародейкою зимою околдован лес стоит
  • Подарки учителю на Новый год – что подарить от класса и от родителей
  • 9 простых ритуалов в новогоднюю ночь

← Делаем открытки на Новый год своими руками! Простые мастер-классыКому спишут и простят налоги в 2018 году →

Требования к сервировке в младшей группе

Группа для самых маленьких – место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.

1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно – с симпатичными яркими рисунками

Важно выбирать легкие ложки и тарелки – малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами.
2. При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки , а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
3

Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами – они лучше подойдут маленьким рукам.

Хороший пример сервировки стола – на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?

Новшества в заполнении документов для школьной столовой

Ввиду появления с 2021 г. нового СанПиН для школьной столовой и пищеблока, образовательным учреждениям с указанного периода надо обновлять по СанПиН 2021-2022 существующие служебные, локальные акты:

  1. положения об организации питания,
  2. ведомости контроля за рационом,
  3. журналы бракеража,
  4. гигиенические журналы в школьной столовой,

Бланки:
Акт проверки школьной столовой комиссией по питанию

Положение об организации питания

Действует в течение определенного самим положением времени. Поэтому разово корректируется согласно новому СанПин, правила заменяются на актуальные, добавляется информация о новой обязательной учетной документации.

Ведомости контроля за рационом

Ведомость заполняется ежедневно и обновляется каждые 7-10 дней ответственным работником (это может быть школьная медсестра). Форма представлена в приложении № 13 к СанПин. Ведомость предназначена для мониторинга соответствия предлагаемой детям пищевой продукции минимальным значениям данной таблицы (таблица № 2 приложения № 7 к СанПин).

N

Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции

Итого за сутки

1 – 3 года

3 – 7 лет

1

Молоко, молочная и кисломолочная продукция

390

450

2

Творог (5% – 9% м.д.ж.)

30

40

3

Сметана

9

11

4

Сыр

4

6

5

Мясо 1-й категории

50

55

6

Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка – потрошеная, 1 кат.)

20

24

7

Субпродукты (печень, язык, сердце)

20

25

8

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или малосоленое

32

37

9

Яйцо, шт.

1

1

10

Картофель

120

140

11

Овощи (свежие, замороженные, консервированные), включая соленые и квашеные (не более 10% от общего количества овощей), в т.ч. томат-пюре, зелень, г

180

220

12

Фрукты свежие

95

100

13

Сухофрукты

9

11

14

Соки фруктовые и овощные

100

100

15

Витаминизированные напитки

50

16

Хлеб ржаной

40

50

17

Хлеб пшеничный

60

80

18

Крупы, бобовые

30

43

19

Макаронные изделия

8

12

20

Мука пшеничная

25

29

21

Масло сливочное

18

21

22

Масло растительное

9

11

23

Кондитерские изделия

12

20

24

Чай

0,5

0,6

25

Какао-порошок

0,5

0,6

26

Кофейный напиток

1

1,2

27

Сахар (в том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемой готовой пищевой продукции)

25

30

28

Дрожжи хлебопекарные

0,4

0,5

29

Крахмал

2

3

30

Соль пищевая поваренная йодированная

3

5

Журнал бракеража

Журналов ведется 2: один – на готовую пищевую продукцию, второй – на скоропортящуюся продукцию.

В журнале, оформляемом на скоропортящиеся продукты появились новые графы:

  • дата выработки;
  • изготовитель;
  • фасовка;
  • поставщик;
  • номер документации, свидетельствующей о безопасности;
  • результаты оценки.

Относительно готовой продукции указывают результаты взвешивания порций. 

Бланки:
Журнал бракеража готовой продукции

Гигиенические журналы

Гигиенический журнал заполняется ежедневно после фактического визуального осмотра работников пищеблока на предмет возможных заболеваний медработником или иным ответственным лицом в случае отсутствия первого.

Проходить каждый рабочий день медосмотр входит в обязанности повара школьной столовой по СанПиН 2021. Формат журнала допустим как в бумажном варианте, так и в электронном. Рекомендуемая форма представлена в приложении № 1.

Требования к сервировке для средней группы

В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками , поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок – на смену им должны прийти настоящие супницы.

Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек.

Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу.

В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.

  1. 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу , накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней – салфетницу . Убедитесь, что их достаточно – на каждый стол нужна своя.
  2. 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед – снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку . В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы – слишком велик риск травмы.
  3. 3. Расставьте стаканы или чашки . Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
  4. 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом , а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.

Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе.

Кстати, в этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой – разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему.

Мы нашли для вас фото с примером сервировки стола по санпину в 2019 году – стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду.

Разумеется, это рекомендация, которая может незначительно варьироваться в ту или иную сторону. Однако общие правила, такие как техника гигиены и соблюдения столового этикета обязательны.

Как видите, обед подается в два этапа – второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда.

Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе

В вопросах декора можно проявить фантазию – подробнее об этом читайте чуть ниже.

Советы и рекомендации воспитателям

Для того чтобы дети активно принимали участие в сервировке стола, воспитателям рекомендуют ежедневно устраивать дежурства среди ребятишек. Для этого заводят специальный уголок, в котором пишут график помощи нянечке. Очень оригинально надевать на дежурных фартучки или другие отличительные знаки.

Воспитателям необходимо лояльно относится к малышам, даже если у них что-то не получается. Не стоит на них кричать или ругать. Они еще малы, поэтому не могут все делать правильно. Только ласковое обращение и разъяснение привьют им желание быть лучшими и выполнять все верно.

Сервировка приборов развивает мелкую моторику, малыш начинает понимать понятия «право» и «лево». В старших группах воспитатели позволяют детям самостоятельно накрывать на стол.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий