В чем секрет популярности фарфоровой столовой и чайной посуды?

Где купить сервиз в Чехии (Праге)?

Изделия из фарфора самого различного назначения и дизайнерского исполнения можно приобрести в специальных посудных отделах ведущих торговых центров. Кстати, чтобы не попасться на удочку мошенников и не тратить баснословных сумм, обратитесь для начала в пражский Kotya и фирменные магазины, среди которых особой популярностью пользуются Maloobchod sklo-porcelan, расположенный в Карловых Варах (по адресу T.G. Masaryka, 19), а также Брно (Divadelni 1) или же Марианске-Лазне (Hlavni, 133).

В самом сердце Праги в магазине по улице Celetna имеется широкое разнообразие предметов из фарфора. Отличные магазины имеются и в курортной зоне Карловых Вар. Если вас интересует белый фарфоровый сервиз с традиционным синим луковичным узором, нарекаемым в Чехии «цибуляком», то его без труда можно купить в точках, называемых Cesky porcelan, находящихся в Праге по улице Perlova, 1, в Теплице — на U Cisarskych lazni, 19, а в Пльзене — на Rooseveltova, 2.

Фарфор самых разных видов с легкостью можно приобрести в пражском Dum Porcelanu,. Широкое многообразие магазинов с аналогичной продукцией расположено в Карловых Варах, считающихся родиной популярного розового фарфора. Такие изделия ждут вас уже при фабриках в районах Nova Rolе или Stara.

Желаем отличных покупок!

Страховка для поездки в Чехию
Оформите туристическую страховку не выходя из дома!    cherehapa.ru   
Страховой полис придёт вам на почту.
Его останется только распечатать.Оформить за 7 минут →

Основные производители костяного фарфора

Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:

  • Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Был основан в 1744-м году императрицей Елизаветой дочери Петра Великого. В то время завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьи во всей Европе. В первые годы там производители мелкие вещи – в большей степени табакерки для императрицы. Со временем был построен большой горн и завод стал производить более крупные предметы. Мануфактура была реорганизована с воцарением Екатерины II. Конец XVIII-го века стал временем расцвета российского фарфора, а ИФЗ – одним из ведущих заводов в Европе. Что касается фарфора с костяной золой в составе, то подходящая масса впервые была разработана в советское время – в 1968-м году. Первая такая партия была выпущена ИФЗ. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
  • Royal Doulton. Компания из Англии, которая долго время специализируется на производстве костяного материал и имеет статус одного из крупнейших его изготовителей и поставщиков. Вместе с британской фабрикой Wedgwood она входит в состав альянса. Основана в 1815-м году, штаб-квартира расположена в Сток-он-Тренте (Великобритания). Royal Doulton выпускает предметы из фарфора разной формы, размера и назначения. Коллекции этой компании пользуются повышенной популярностью во многих странах.
  • Wedgwood. Еще одна известнейшая компания, выпускающая продукцию из костяной фарфоровой массы. Она уже свыше 200 лет поставляет ее для английского королевского двора. Основание марки Wedgwood относится к 1759-му году, когда Иешуа Веджвудом была арендована мануфактура в Берслеме. Кроме классической посуды фирма осуществляет выпуск авангардных линий, куда входят изделия нетрадиционной формы, предметы искусства.
  • Spode. Бренд костяной фарфоровой посуды из Великобритании с 200-летним опытом. Компания предлагает кружки, тарелки, сервизы, сделанные по высочайшим стандартам качества. Мануфактура существует с 1770-го года. Джозайя Споуд (основатель) в свое время усовершенствовал формулу костяного фарфора и стал первым поставлять для английского королевского двора XVIII-го века столовую посуду. В 2009-м году Spode влился Portmeirion Grou – известную компанию по производству элитного фарфора.
  • Narumi. Японская компания, которая была основана в 1911-м году. В ее продукции сочетаются современность и традиции, Запад и Восток, неповторимая красота и универсальность. С 1965-го года Narumi стала заниматься массовым производством фарфора. Изделия из костяной фарфоровой массы марки Narumi по большей части изготавливаются вручную. Бренд стал ведущим в области элитного фарфора Bone China.

Классификация

Есть три вида фарфора: твердый, костяной и мягкий.
Они различаются по основным компонентам и температуре приготовления.
Производство фарфора началось именно с твердой поверхности.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большой части коалина и меньшей части полевого шпата, к которому добавлены кварц и песок. Благодаря такой пропорции горшки обладают хорошей прочностью, ценностью и популярностью в производстве.
Двойной огонь. Сначала при невысокой температуре 900 градусов, затем при нанесении эмали — 1350-1450 градусов.
Кроме того, каждый этап проходит строгий контроль качества. Иногда превышение брачного порога на 20-25%.
Этот вид фарфора имеет несколько целей:

  • посуда — чайная, столовая и кухонная утварь;
  • художественные — вазы, статуэтки, барельефы, тарелки;
  • промышленные — электроизоляционные материалы;
  • химия — лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Костяной фарфор

Промежуточный, он считается гораздо более ценным, чем твердый фарфор. Его получают, добавляя в массу костную золу.
Его также подвергают двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температуру постепенно снижают для лучшего затвердевания на 1050-1100 градусов. Благодаря этому в нем полное отсутствие пор.
Продукция отличается особым белым цветом и относится к категории элитных.

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твердой керамики ее впервые изобрели в Европе.
Продукты кремовые. Он состоит из песка, селитры, колотого алебастра и глины.
Он проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса не спекается полностью, поэтому имеет пористую поверхность, низкую термостойкость, высокую чувствительность к перепадам температуры, эмаль легко подвергается механическим воздействиям.
Используется при производстве художественных изделий.
Этот фарфор бывает нескольких видов.

Французский очень похож на китайский. Идеально подходит для росписи и росписи позолоченными элементами интерьера.

Английский — за счет добавления в состав соли фосфорной кислоты имеет структуру, похожую на белый алебастр. Идеально подходит для работы с драгоценными камнями.

Немецкий — состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за невысокой температуры обжига роспись лаками приобретает красивый блеск.

Для достижения желаемой формы поверхности, а также для использования различных приемов декорирования используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевой шпат — содержит в основе высокое содержание полевого шпата 50%, кварцевого песка — 20% и белой глины — 30%. Он проходит стадию термического обжига, благодаря чему материал имеет высокую плотность. Отличается большим весом, невысокой прочностью и невысокой стоимостью. Удобен при покраске изделий.
Высокий полевой шпат — отличается высоким содержанием кварца 45% и полевого шпата 40%, минимальное количество глины — 15%. Благодаря таким пропорциям он относится к категории элитных.
Как и фарфор из полевого шпата, он подвержен низким температурам обжига, что открывает большие возможности для украшения.
Фритта — один из самых дешевых видов керамики.
За счет добавления в глину сплава соли и стекла (обжаренного) происходит минимально возможное обжигание. Обладает механической прочностью, термостойкостью и высокой степенью защиты от химического воздействия.
Широко используется в скульптурных композициях.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, главное отличие которого в том, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. Это приводит к грубой пористой структуре. Материал больше напоминает по своей структуре высококачественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывается глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающую бархатную корку. Родина печенья — французский город Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине 18 века. Из-за того, что фарфор не защищен эмалью, он не используется для изготовления чайных и столовых сервизов. Изготавливайте великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и предметы мебели.

Как определить качество фарфора?

Белый цвет теплого оттенка – сливочного или молочного – это признак хорошего фарфора. Синеватый или сероватый оттенок говорит о невысоком качестве фарфоровой массы.Настоящий фарфор просвечивает. Если взять чашку или тарелку за стенки и взглянуть на свет, должны быть видны контуры пальцев, которыми вы держите предмет.Глазурь: без трещин, подтеков и вкраплений. Предметы из фарфора покрывают глазурью перед обжигом. Благодаря ей они имеют привлекательный блестящий вид. Поэтому нарушение технологии может привести к трещинам, сколам, видимым подтекам глазури.Фарфор издает чистый и долгий звон. Не стесняйтесь постучать по краю каждого предмета кончиком карандаша.Правильная геометрия. Перевернутые чашки, блюдца и тарелки должны плотно прилегать к столу или любой другой ровной поверхности.

Как же сейчас делают фарфоровую чашку?

Сначала делают порошок из глины, кварца и других материалов. Получается белая фарфоровая «мука». Из такой «фарфоровой муки» делают «тесто».

«Тесто» для чашек делают похожим на сметану, заливают его в специальные формы. А вот для тарелок делают тягучую массу – получается похоже на «блины». Это тесто – «блинчик» прижимается к специальной форме к гипсу и ему придается нужная форма – форма тарелки.

Думаете, что всё готово и получились уже тарелки и чашки? Нет. Тарелки и чашки уже есть. Но они шершавые и неблестящие, да еще и очень хрупкие. Теперь нужно посуду обжечь в специальной печи, чтобы она стала прочнее. Обжигают посуду несколько раз, это очень долгий процесс.

После обжига тарелка и чашка стали более прочными, но все еще не блестят. Чтобы они стали блестеть, их покрывают глазурью – очень тонким слоем стекла. И снова обжигают.

Когда фарфор становится крепким, гладким, блестящим, его раскрашивают – наносят рисунок на его поверхность. Потом еще раз обжигают фарфор, чтобы краски закрепились и не смывались.

Еще статьи о необычных историях обычных вещей:

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Как хранить

В продаже в Москве, Санкт-Петербурге можно найти богатый ассортимент продукции из фарфора костяного типа – это чайные, столовые сервизы, декоративные вазы с разным декором, статуэтки, фигурки и другое. Все они имеют привлекательный и оригинальный вид, разные оттенки и могут прослужить много лет за счет уникальных свойств смеси. Прежде чем заказать продукцию, ознакомьтесь с советами по уходу за ней:

  • не ставьте изделия одно на другое – тарелки, чашки, блюдца, но если такая необходимость появится, то обязательно переложите каждую из них салфетками;
  • расставляйте кухонную утварь так, чтобы они не соприкасались друг с другом – между ними должно быть расстояние;
  • не мойте изделия из тонкостенного фарфора жесткими мочалками, горячей водой;
  • для мытья лучше не использовать химические моющие средства, иначе они могут вызывать испортить рисунок или вызвать блеклость красок столовых приборов;
  • продукция плохо переносит резкие температурные перепады, поэтому перед тем как заварить чашку чая или кофе, предварительно прогрейте их – вначале теплой водой, потом немного горячее и т.д.;
  • перемещайте предметы из костяного материала при уборке кухонной мебели с помощью бумажных салфеток, чтобы предотвратить появление сколов;
  • протирайте фарфор сухой тряпкой, как можно аккуратнее удаляя пыль с чашек, блюдец и т.п.;
  • не храните сервизы у источников открытого огня – в результате нагрева они могут деформироваться.

Разновидности

Фарфоровая посуда делится на несколько видов, в зависимости от состава и способа обработки:

  • из мягкого фарфора;
  • из твердого;
  • из костяного.

В составе любого фарфора присутствует глина, полевой шпат и каолин. «Твердая» разновидность еще называется шпатевой, в честь основного составляющего элемента. Чем больше концентрация каолина в материале, тем тверже получится фарфор. Твердый вид имеет высокую прочность черепка, жаростойкость, не подверженность негативному влиянию кислот. Внешний вид такой посуды имеет чистый белый цвет, утонченную прозрачность и раковистый излом.

Мягкий фарфор имеет в составе стекловидные вещества (фритты), он характеризуется как плавленое стеклоподобное вещество с некоторой долей глины. Такая посуда имеет еще большую прозрачность, сливочный оттенок, прямой излом. Она считается менее прочной, чем твердая разновидность, и не такой устойчивой перед воздействием высоких температур.

Костяной фарфор имеет в составе, помимо каолина и шпата, фосфат извести из пережженной кости. Данная разновидность по качеству находится между твердым и мягким фарфором. Она прочнее и тверже мягкого, но не такого белого цвета, как у твердого вида.

Чем отличаются фарфор и фаянс? Знакомимся с материалами

А ты знаешь, из чего сделаны твоя чашка и тарелка? А из чего сделаны чашка и тарелка твоей мамы, папы, братика или сестрички? Рассмотри внимательно столовую и чайную посуду дома и попробуй угадать материал, из которого она сделана: что это – пластмасса, стекло, глина, фарфор или фаянс? Пусть мама тебе поможет.

Самое трудное – отличить фарфор от фаянса, т.к. эти два материала очень похожи друг на друга. И различить их очень сложно. Но есть один секрет. Если его знать, то сразу поймешь, где фаянс, а где фарфор. Если посмотреть сквозь чашку или сквозь тарелку на электрическую лампочку, то у фарфора дно будет просвечивать, а у фаянса света будет не видно. Дно фаянсовой посуды никогда просвечивает! Попробуй – посмотри через дно своей чашки на свет! Получилось? Из какого она материала? И еще есть один способ проверки – способ щелчка. Щелкни ногтем по краю чашки или тарелки. Если услышишь легкий звон – значит, это фарфор. А если будет стук — это фаянс. Попробуй!

Фарфор намного красивее, прочнее фаянса и легче на вес. На нем рисунок очень нежный, затейливый, тонкий, узорный. А на фаянсе рисунок намного более грубый и расплывчатый.

Догадайся, из чего делают люди фарфор и фаянс? Оказывается, делают их из… глины с толченым камнем! Об этом нам расскажет самая обыкновенная фарфоровая чашка и ее история.

Виды и их свойства

Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.

Твердый

Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.

Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.

Мягкий

Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.

Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор. Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.

Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.

Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.

Популярные производители

Столовый сервиз представляет собой не только многофункциональную посуду, но и служит украшением стола

Поэтому очень важно правильно его выбрать

При покупке особое внимание необходимо уделять производителю. Ведь именно по репутации бренда можно многое рассказать о качестве продукции

Самыми популярными считаются следующие компании:

  1. Люминарк – посуда этого французского производителя пользуется большим спросом. Посуда отличается высоким качеством. При производстве применяются только самые качественные и прочные материалы.
  2. Фарфоровый завод им. Ломоносова – продукция, выпускаемая под этим брендом известна во всем мире. Столовые сервизы пользуются у покупателей большим спросом и относятся к премиум классу. Производитель разрабатывает наборы таким образом, что они рассчитаны на разнообразную потребительскую аудиторию.
  3. Leander – чешская компания, выпускающая качественные изделия с узнаваемым дизайном. Производитель радует покупателей уже на протяжении 100 лет. Все сервизы изготавливаются опытными специалистами при использовании специальной, секретной технологии.
  4. Midori – крупнейший китайский бренд который выпускает качественную посуду. При производстве используется твердый фарфор. Основным отличием продукции является изысканная отделка, искусные принты и качественная проработка каждого элемента. Покупатели узнают сервизы по специфическим кружевным узорам, утонченным линиям, которые шикарно сочетаются в каждом предмете.
  5. Emerald – еще один китайский производитель, предлагающий обеденные и чайные сервизы из прочного фарфора. При изготовлении применяется кость, гарантирующая долговечность изделий. Товары этого бренда пользуются у покупателей большим спросом. Сервизы отличаются оптимальным сочетанием цены и качества. Над дизайном посуды работают опытные специалисты.
  6. Kahla – немецкий производитель посуды из керамики и фарфора. При производстве используется исключительно качественное сырье. В результате изделия получаются не только красивыми, но и стойкими к температурам и ударам. Основными достоинствами посуды считается современный дизайн, изысканность, неизменный стиль и то что мыть ее можно в посудомоечной машине.

Все перечисленные производители зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны. Столовые сервизы этих брендов пользуются большим спросом у покупателей, а эксперты отмечают их привлекательный внешний вид, долговечность и неизменный стиль.

Кофейные сервизы — изделия, окутанные тайной

Утренний кофе гораздо приятнее принимать из изящных, стильных чашек, которые хранят особые воспоминания. Кофейные сервизы из Чехии способны поднять настроение с утра и подарить прилив бодрости и сил. Чешские изготовители бережно хранят традиции росписи и производства изделий вручную. Даже после усовершенствования и модернизации производства чешские предприятия с многовековой историей сохраняют на самых важных этапах ручные операции и держат марку.

Все это в купе позволяет сделать заключение, что чешские кофейные сервизы удовлетворяют пожелания даже взыскательных потребителей не случайно, а вполне закономерно. Эти наборы посуды неповторимы и уникальны в своем роде. Исключительное качество в симбиозе с изысканным стилем и довольно умеренной ценой делают такие наборы посуды идеальным сюрпризом, способным подчеркнуть имидж владельца.

Почему эти сервизы снискали такую сумасшедшую популярность?

Твердый чешский фарфор известен своей невероятной прочностью, стойкостью к повреждениям и сколам, прозрачностью и особым колокольным звоном.

Если однажды вы уже стали обладателем чешского кофейного сервиза, вам хорошо известно, что он отлично выдерживает интенсивное использование и демонстрирует лучшие эксплуатационные характеристики даже в течение длительного времени.

Как правило, это объясняется просто: отдельные регионы Чехии богаты уникальным видом кристально белой глины с высоким содержанием каолина, придающего фарфоровой посуде ее небезызвестную прочность. Национальной гордостью Чехии являются наборы брендов Bohemia и Leander.

Материал определяет свойства

Выбирая набор для чаепития, стоит знать, что материал, из которого он изготовлен, будет во многом определять качество напитка.

Поэтому выбор посуды должен отталкиваться от индивидуальных чайных предпочтений.

  1. Зеленый, белый и желтый чай, а также травяные чаи на цветочной основе не нуждаются в длительном поддержании температуры, чтобы раскрыть свой аромат и вкус, поэтому заваривать и подавать их можно в стеклянной посуде. Вполне отвечает этим требованиям и тонкостенный фарфор;
  2. Улун относится к категории чаев средней ферментации, а оттого ему нужно немножко больше времени на то, чтобы продемонстрировать тонкости своего характера. В китайской чайной церемонии, использующей улуны, этот чай традиционно заваривают и подают в фарфоре или посуде из исинской глины;
  3. Черный чай, а также пуэры требуют наиболее высокой температуры воды и более длительного ее воздействия на чайный лист. В стеклянной и металлической посуде велики теплопотери, поэтому лучшим выбором станут чайные наборы из керамики. В холодное время года для черного чая рекомендуют использовать глину или фаянс, а в теплое подойдет фарфор. Однако производители стеклянной посуды не желают сдавать позиции, а потому сделали свои изделия универсальными, добавив чайникам подставки с подогревом и даже специальные чехлы, превращающие заварник в термос;
  4. Фруктовые и травяные чаи, которые содержат в своем составе высушенные плоды, веточки, коренья и другую грубую органику лучше всего заваривать и подавать в глазированной глине или фаянсе, а чайник лучше утеплять, поскольку, не создав такой термос, ждать от этих компонентов полноценной отдачи не приходится.

По каким критериям определяют ценность фарфора:

  1. Если это антикварный коллекционный фарфор, то первым параметром, конечно же, является возраст вещи. 
  2. Редкость и уникальность предмета я бы поставила во главе определения ценности. Хотя часто редкость и возраст являются взаимодополняющими параметрами в данном вопросе.
  3. Основной критерий любого изделия из фарфора — это его художественная ценность. 
  4. Для антикварного изделия очень важным является его сохранность, целостность. Отреставрированный фарфор сразу же теряет свою ценность. 
  5. Качество фарфора очень сильно влияет на сохранность предмета. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Поэтому меньше вероятностей приобрести абсолютно неповрежденное и деформированное изделие. 
  6. Кому принадлежало изделие, в какой коллекции оно находилось  — этот вопрос интересует коллекционеров, заинтересованных в особых аурах изделий, обладающих историей и занимательными тайнами обладания.
  7. Степень известности вещи и наличие спроса на неё также определяет её ценность.

Может ли посуда стать ценной для будущих поколений

Здесь всё ровно так же, как и с любым антиквариатом. Чем ценнее выбранные предметы, чем престижнее бренд-производитель, чем меньше тираж, тем выше шанс, что ваши внуки или, скорее, правнуки смогут положить их в основу коллекции или выгодно продать.

Обращайте внимание на способ росписи и производства. Ручная посуда будет цениться больше, ручная роспись именитого художника — вдвойне

А если у вас есть ещё и дар предугадывать общественные вкусы на много лет вперёд — тогда можно смело отправляться на блошиный рынок и подбирать семейные сервизы, которые станут потенциальными реликвиями.

Фото: @thepropdispensary

Из чего делали разные виды советских сервизов

Сервизы для чая и кофе

Чайные и кофейные гарнитуры производили из одних и тех же материалов: фарфор, фаянс, майолика, серебро, цветные металлы и даже… пластмасса. Как правило, все сервизы чайно-кофейного плана были рассчитаны на 6 и 12 персон, и лишь чайные наборы под названием «тет-а-тет» делали в расчете на 2 персоны и только из фарфора и металла. В чайные наборы входили следующие предметы: чашки с блюдцами, чайник, сахарница, молочник, сливочник, полоскательница (!), сухарница, масленка, мелкие тарелки, ваза для фруктов, вазочка для варенья и блюдечки для варенья.

Кофейные наборы включали в себя также чашки с блюдцами, кофейник, десертные тарелки, сливочник и сахарницу — гарнитур был более простой, чем аналогичные чайные сервизы.

Кофейный сервиз

Десертные (фруктовые) наборы

Это очень интересный вид сервиза, который в советском быту встречался крайне редко просто потому, что для подобных целей (десерт) использовались другие предметы посуды и просто не возникала необходимость приобретать отдельный сервиз.

Десертные гарнитуры делали из майолики, обычного или цветного стекла, серебра, цветных металлов. В из состав были включены такие предметы, как ваза для фруктов на очень низкой ножке или вообще без нее и 6 десертных мелких тарелок. Если десертный сервиз был сделан из металла, то к таким наборам помимо перечисленных выше предметов добавлялись еще фруктовые ножи и специальная стойка для них, , сахарница со специальным совочком, чтобы посыпать кислые фрукты, стакан или зажим для бумажных салфеток.

Винные и крюшонные сервизы

Как бы это странно ни звучало, но «крюшонный сервиз» — это вполне официальное название гарнитура. Как правило, все виды винных сервизов производили из бесцветного или цветного хрусталя, а также серебра и других металлов. В их состав входили поднос, кувшин для напитка, 6 рюмок или стопок; крюшонные наборы делали из стекла или хрусталя, иногда декорированного золотом, гравировкой или травлением, и комплектовались вазой с крышкой, 6 кружками, разливательной ложкой и подносом.

Сервизы детские, для воды и для завтрака

Наборы детской посуды делали из фарфора, фаянса и майолики — все серьезно и солидно, как у взрослых, никакой тебе дешевой пластмассы… Комплектовались такие гарнитуры глубокой и мелкой тарелкой, кружкой и чашкой с блюдцем (некоторые наборы включали в себя только три предмета: две тарелки и кружку).

Сервизы для завтрака в советском быту встречались тоже крайне редко — не принято было у обычного человека сервировать для завтрака стол сервизами, очень это было похоже на какой-то пережиток аристократического прошлого, с проявлением которого в СССР всячески боролись. И очень жаль, что привычка подобной сервировки не прижилась в быту, ведь гарнитуры для завтрака были красивы: кувшин, масленка, три мелких тарелки разного диаметра, солонка, две чашки с блюдцами и рюмки для яиц.

Наборы посуды для воды тоже производили из фарфора, фаянса, майолики или стекла, и в их состав входили кувшин, два стакана и полоскательница; иногда такие сервизы комплектовались еще и подносом.

Как видим, советские сервизы были не просто красивы, но еще и очень удобны для использования. Жаль только, что чаще всего они играли роль украшения квартиры. К счастью, времена меняются, и сегодня многое из того, что представляет собой советское наследие, нашло практическое применение у потомков: извлекаются из шкафов и вовсю используются бережно хранимые хрустальные вазы и салатники, неприкосновенные бабушкины сервизы, «парадные» чашки и тарелки, приобретаемые по отдельности или когда-то полученные в подарок…

************************************************************************************

Россия

Российское фарфоровое производство переживает не лучший период: десятки фабрик закрылись, не выдерживая конкуренции с дешевым китайским фарфором, испытывая дефицит сырья, кадров и оборудования.

Объемы российского производства не превышают 20% от общего объема мирового рынка. Крупнейшими производителями являются Императорский и Дулевский заводы.

Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году. Первыми его изделиями были табакерки, трубки для курения, чашки, пуговицы из фарфора и другие аксессуары. В 1756 году на заводе построили горн для обжига заготовок и освоили выпуск других изделий.

После революции завод национализировали – с того времени предприятие наряду со столовыми приборами выпускало агитационные статуэтки. В послевоенный период было налажено производство фарфоровых изделий для быта.

Сегодня ИФЗ выпускает предметы интерьера, столовые приборы, тематический ассортимент, скульптуры и статуэтки, сохраняя традиции и собственный неповторимый стиль.

Дулевский завод в свое время считался крупнейшим производителем посуды, скульптур, сувениров из фаянса и фарфора. Мануфактуру основал купец Кузнецов в 1832 году. За два десятилетия она стала ведущим предприятием в России.

В 1887 году завод вошел в Товарищество Кузнецова, что ознаменовало новый этап развития. Продукция, выпускавшаяся в этот период, славилась безупречным качеством, чистотой цвета.

В период Товарищества цеха модернизировали, оборудовали новыми станками и горнами – их специально привезли из Франции. Мастера выпускали изысканную посуду для императорского двора и доступные изделия массового спроса.

К концу 19 века Товарищество Кузнецовых обеспечивало поступления в казну в размере 75% от общего оборота фарфоровой промышленности.

Сегодня коллектив Дулевского завода старается сохранить традиции, держать марку. Более 1400 наименований из его ассортимента прошли аттестацию экспертного совета Минпромторга России и признание художественного достоинства. Отечественным и европейским производителям продукция предприятия тоже нравится – они охотно ее приобретают для себя и в подарок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий