Где купить сервиз в Чехии (Праге)?
Изделия из фарфора самого различного назначения и дизайнерского исполнения можно приобрести в специальных посудных отделах ведущих торговых центров. Кстати, чтобы не попасться на удочку мошенников и не тратить баснословных сумм, обратитесь для начала в пражский Kotya и фирменные магазины, среди которых особой популярностью пользуются Maloobchod sklo-porcelan, расположенный в Карловых Варах (по адресу T.G. Masaryka, 19), а также Брно (Divadelni 1) или же Марианске-Лазне (Hlavni, 133).
В самом сердце Праги в магазине по улице Celetna имеется широкое разнообразие предметов из фарфора. Отличные магазины имеются и в курортной зоне Карловых Вар. Если вас интересует белый фарфоровый сервиз с традиционным синим луковичным узором, нарекаемым в Чехии «цибуляком», то его без труда можно купить в точках, называемых Cesky porcelan, находящихся в Праге по улице Perlova, 1, в Теплице — на U Cisarskych lazni, 19, а в Пльзене — на Rooseveltova, 2.
Фарфор самых разных видов с легкостью можно приобрести в пражском Dum Porcelanu,. Широкое многообразие магазинов с аналогичной продукцией расположено в Карловых Варах, считающихся родиной популярного розового фарфора. Такие изделия ждут вас уже при фабриках в районах Nova Rolе или Stara.
Желаем отличных покупок!
Страховка для поездки в Чехию
Оформите туристическую страховку не выходя из дома! cherehapa.ru
Страховой полис придёт вам на почту.
Его останется только распечатать.Оформить за 7 минут →
Основные производители костяного фарфора
Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:
- Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Был основан в 1744-м году императрицей Елизаветой дочери Петра Великого. В то время завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьи во всей Европе. В первые годы там производители мелкие вещи – в большей степени табакерки для императрицы. Со временем был построен большой горн и завод стал производить более крупные предметы. Мануфактура была реорганизована с воцарением Екатерины II. Конец XVIII-го века стал временем расцвета российского фарфора, а ИФЗ – одним из ведущих заводов в Европе. Что касается фарфора с костяной золой в составе, то подходящая масса впервые была разработана в советское время – в 1968-м году. Первая такая партия была выпущена ИФЗ. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
- Royal Doulton. Компания из Англии, которая долго время специализируется на производстве костяного материал и имеет статус одного из крупнейших его изготовителей и поставщиков. Вместе с британской фабрикой Wedgwood она входит в состав альянса. Основана в 1815-м году, штаб-квартира расположена в Сток-он-Тренте (Великобритания). Royal Doulton выпускает предметы из фарфора разной формы, размера и назначения. Коллекции этой компании пользуются повышенной популярностью во многих странах.
- Wedgwood. Еще одна известнейшая компания, выпускающая продукцию из костяной фарфоровой массы. Она уже свыше 200 лет поставляет ее для английского королевского двора. Основание марки Wedgwood относится к 1759-му году, когда Иешуа Веджвудом была арендована мануфактура в Берслеме. Кроме классической посуды фирма осуществляет выпуск авангардных линий, куда входят изделия нетрадиционной формы, предметы искусства.
- Spode. Бренд костяной фарфоровой посуды из Великобритании с 200-летним опытом. Компания предлагает кружки, тарелки, сервизы, сделанные по высочайшим стандартам качества. Мануфактура существует с 1770-го года. Джозайя Споуд (основатель) в свое время усовершенствовал формулу костяного фарфора и стал первым поставлять для английского королевского двора XVIII-го века столовую посуду. В 2009-м году Spode влился Portmeirion Grou – известную компанию по производству элитного фарфора.
- Narumi. Японская компания, которая была основана в 1911-м году. В ее продукции сочетаются современность и традиции, Запад и Восток, неповторимая красота и универсальность. С 1965-го года Narumi стала заниматься массовым производством фарфора. Изделия из костяной фарфоровой массы марки Narumi по большей части изготавливаются вручную. Бренд стал ведущим в области элитного фарфора Bone China.
Классификация
Есть три вида фарфора: твердый, костяной и мягкий.
Они различаются по основным компонентам и температуре приготовления.
Производство фарфора началось именно с твердой поверхности.
Твердый фарфор
Он состоит в основном из большой части коалина и меньшей части полевого шпата, к которому добавлены кварц и песок. Благодаря такой пропорции горшки обладают хорошей прочностью, ценностью и популярностью в производстве.
Двойной огонь. Сначала при невысокой температуре 900 градусов, затем при нанесении эмали — 1350-1450 градусов.
Кроме того, каждый этап проходит строгий контроль качества. Иногда превышение брачного порога на 20-25%.
Этот вид фарфора имеет несколько целей:
- посуда — чайная, столовая и кухонная утварь;
- художественные — вазы, статуэтки, барельефы, тарелки;
- промышленные — электроизоляционные материалы;
- химия — лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.
Костяной фарфор
Промежуточный, он считается гораздо более ценным, чем твердый фарфор. Его получают, добавляя в массу костную золу.
Его также подвергают двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температуру постепенно снижают для лучшего затвердевания на 1050-1100 градусов. Благодаря этому в нем полное отсутствие пор.
Продукция отличается особым белым цветом и относится к категории элитных.
Мягкий фарфор
В результате попыток создания аналога твердой керамики ее впервые изобрели в Европе.
Продукты кремовые. Он состоит из песка, селитры, колотого алебастра и глины.
Он проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса не спекается полностью, поэтому имеет пористую поверхность, низкую термостойкость, высокую чувствительность к перепадам температуры, эмаль легко подвергается механическим воздействиям.
Используется при производстве художественных изделий.
Этот фарфор бывает нескольких видов.
Французский очень похож на китайский. Идеально подходит для росписи и росписи позолоченными элементами интерьера.
Английский — за счет добавления в состав соли фосфорной кислоты имеет структуру, похожую на белый алебастр. Идеально подходит для работы с драгоценными камнями.
Немецкий — состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за невысокой температуры обжига роспись лаками приобретает красивый блеск.
Для достижения желаемой формы поверхности, а также для использования различных приемов декорирования используется несколько разновидностей мягкого фарфора.
Полевой шпат — содержит в основе высокое содержание полевого шпата 50%, кварцевого песка — 20% и белой глины — 30%. Он проходит стадию термического обжига, благодаря чему материал имеет высокую плотность. Отличается большим весом, невысокой прочностью и невысокой стоимостью. Удобен при покраске изделий.
Высокий полевой шпат — отличается высоким содержанием кварца 45% и полевого шпата 40%, минимальное количество глины — 15%. Благодаря таким пропорциям он относится к категории элитных.
Как и фарфор из полевого шпата, он подвержен низким температурам обжига, что открывает большие возможности для украшения.
Фритта — один из самых дешевых видов керамики.
За счет добавления в глину сплава соли и стекла (обжаренного) происходит минимально возможное обжигание. Обладает механической прочностью, термостойкостью и высокой степенью защиты от химического воздействия.
Широко используется в скульптурных композициях.
Бисквитный фарфор
Еще один вид фарфора, главное отличие которого в том, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. Это приводит к грубой пористой структуре. Материал больше напоминает по своей структуре высококачественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывается глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающую бархатную корку. Родина печенья — французский город Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине 18 века. Из-за того, что фарфор не защищен эмалью, он не используется для изготовления чайных и столовых сервизов. Изготавливайте великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и предметы мебели.
Как определить качество фарфора?
Белый цвет теплого оттенка – сливочного или молочного – это признак хорошего фарфора. Синеватый или сероватый оттенок говорит о невысоком качестве фарфоровой массы.Настоящий фарфор просвечивает. Если взять чашку или тарелку за стенки и взглянуть на свет, должны быть видны контуры пальцев, которыми вы держите предмет.Глазурь: без трещин, подтеков и вкраплений. Предметы из фарфора покрывают глазурью перед обжигом. Благодаря ей они имеют привлекательный блестящий вид. Поэтому нарушение технологии может привести к трещинам, сколам, видимым подтекам глазури.Фарфор издает чистый и долгий звон. Не стесняйтесь постучать по краю каждого предмета кончиком карандаша.Правильная геометрия. Перевернутые чашки, блюдца и тарелки должны плотно прилегать к столу или любой другой ровной поверхности.
Как же сейчас делают фарфоровую чашку?
Сначала делают порошок из глины, кварца и других материалов. Получается белая фарфоровая «мука». Из такой «фарфоровой муки» делают «тесто».
«Тесто» для чашек делают похожим на сметану, заливают его в специальные формы. А вот для тарелок делают тягучую массу – получается похоже на «блины». Это тесто – «блинчик» прижимается к специальной форме к гипсу и ему придается нужная форма – форма тарелки.
Думаете, что всё готово и получились уже тарелки и чашки? Нет. Тарелки и чашки уже есть. Но они шершавые и неблестящие, да еще и очень хрупкие. Теперь нужно посуду обжечь в специальной печи, чтобы она стала прочнее. Обжигают посуду несколько раз, это очень долгий процесс.
После обжига тарелка и чашка стали более прочными, но все еще не блестят. Чтобы они стали блестеть, их покрывают глазурью – очень тонким слоем стекла. И снова обжигают.
Когда фарфор становится крепким, гладким, блестящим, его раскрашивают – наносят рисунок на его поверхность. Потом еще раз обжигают фарфор, чтобы краски закрепились и не смывались.
Еще статьи о необычных историях обычных вещей:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
Как хранить
В продаже в Москве, Санкт-Петербурге можно найти богатый ассортимент продукции из фарфора костяного типа – это чайные, столовые сервизы, декоративные вазы с разным декором, статуэтки, фигурки и другое. Все они имеют привлекательный и оригинальный вид, разные оттенки и могут прослужить много лет за счет уникальных свойств смеси. Прежде чем заказать продукцию, ознакомьтесь с советами по уходу за ней:
- не ставьте изделия одно на другое – тарелки, чашки, блюдца, но если такая необходимость появится, то обязательно переложите каждую из них салфетками;
- расставляйте кухонную утварь так, чтобы они не соприкасались друг с другом – между ними должно быть расстояние;
- не мойте изделия из тонкостенного фарфора жесткими мочалками, горячей водой;
- для мытья лучше не использовать химические моющие средства, иначе они могут вызывать испортить рисунок или вызвать блеклость красок столовых приборов;
- продукция плохо переносит резкие температурные перепады, поэтому перед тем как заварить чашку чая или кофе, предварительно прогрейте их – вначале теплой водой, потом немного горячее и т.д.;
- перемещайте предметы из костяного материала при уборке кухонной мебели с помощью бумажных салфеток, чтобы предотвратить появление сколов;
- протирайте фарфор сухой тряпкой, как можно аккуратнее удаляя пыль с чашек, блюдец и т.п.;
- не храните сервизы у источников открытого огня – в результате нагрева они могут деформироваться.
Разновидности
Фарфоровая посуда делится на несколько видов, в зависимости от состава и способа обработки:
- из мягкого фарфора;
- из твердого;
- из костяного.
В составе любого фарфора присутствует глина, полевой шпат и каолин. «Твердая» разновидность еще называется шпатевой, в честь основного составляющего элемента. Чем больше концентрация каолина в материале, тем тверже получится фарфор. Твердый вид имеет высокую прочность черепка, жаростойкость, не подверженность негативному влиянию кислот. Внешний вид такой посуды имеет чистый белый цвет, утонченную прозрачность и раковистый излом.
Мягкий фарфор имеет в составе стекловидные вещества (фритты), он характеризуется как плавленое стеклоподобное вещество с некоторой долей глины. Такая посуда имеет еще большую прозрачность, сливочный оттенок, прямой излом. Она считается менее прочной, чем твердая разновидность, и не такой устойчивой перед воздействием высоких температур.
Костяной фарфор имеет в составе, помимо каолина и шпата, фосфат извести из пережженной кости. Данная разновидность по качеству находится между твердым и мягким фарфором. Она прочнее и тверже мягкого, но не такого белого цвета, как у твердого вида.
Чем отличаются фарфор и фаянс? Знакомимся с материалами
А ты знаешь, из чего сделаны твоя чашка и тарелка? А из чего сделаны чашка и тарелка твоей мамы, папы, братика или сестрички? Рассмотри внимательно столовую и чайную посуду дома и попробуй угадать материал, из которого она сделана: что это – пластмасса, стекло, глина, фарфор или фаянс? Пусть мама тебе поможет.
Самое трудное – отличить фарфор от фаянса, т.к. эти два материала очень похожи друг на друга. И различить их очень сложно. Но есть один секрет. Если его знать, то сразу поймешь, где фаянс, а где фарфор. Если посмотреть сквозь чашку или сквозь тарелку на электрическую лампочку, то у фарфора дно будет просвечивать, а у фаянса света будет не видно. Дно фаянсовой посуды никогда просвечивает! Попробуй – посмотри через дно своей чашки на свет! Получилось? Из какого она материала? И еще есть один способ проверки – способ щелчка. Щелкни ногтем по краю чашки или тарелки. Если услышишь легкий звон – значит, это фарфор. А если будет стук — это фаянс. Попробуй!
Фарфор намного красивее, прочнее фаянса и легче на вес. На нем рисунок очень нежный, затейливый, тонкий, узорный. А на фаянсе рисунок намного более грубый и расплывчатый.
Догадайся, из чего делают люди фарфор и фаянс? Оказывается, делают их из… глины с толченым камнем! Об этом нам расскажет самая обыкновенная фарфоровая чашка и ее история.
Виды и их свойства
Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.
Твердый
Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.
Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.
Мягкий
Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.
Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор. Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.
Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.
Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.
Популярные производители
Столовый сервиз представляет собой не только многофункциональную посуду, но и служит украшением стола
Поэтому очень важно правильно его выбрать
При покупке особое внимание необходимо уделять производителю. Ведь именно по репутации бренда можно многое рассказать о качестве продукции
Самыми популярными считаются следующие компании:
- Люминарк – посуда этого французского производителя пользуется большим спросом. Посуда отличается высоким качеством. При производстве применяются только самые качественные и прочные материалы.
- Фарфоровый завод им. Ломоносова – продукция, выпускаемая под этим брендом известна во всем мире. Столовые сервизы пользуются у покупателей большим спросом и относятся к премиум классу. Производитель разрабатывает наборы таким образом, что они рассчитаны на разнообразную потребительскую аудиторию.
- Leander – чешская компания, выпускающая качественные изделия с узнаваемым дизайном. Производитель радует покупателей уже на протяжении 100 лет. Все сервизы изготавливаются опытными специалистами при использовании специальной, секретной технологии.
- Midori – крупнейший китайский бренд который выпускает качественную посуду. При производстве используется твердый фарфор. Основным отличием продукции является изысканная отделка, искусные принты и качественная проработка каждого элемента. Покупатели узнают сервизы по специфическим кружевным узорам, утонченным линиям, которые шикарно сочетаются в каждом предмете.
- Emerald – еще один китайский производитель, предлагающий обеденные и чайные сервизы из прочного фарфора. При изготовлении применяется кость, гарантирующая долговечность изделий. Товары этого бренда пользуются у покупателей большим спросом. Сервизы отличаются оптимальным сочетанием цены и качества. Над дизайном посуды работают опытные специалисты.
- Kahla – немецкий производитель посуды из керамики и фарфора. При производстве используется исключительно качественное сырье. В результате изделия получаются не только красивыми, но и стойкими к температурам и ударам. Основными достоинствами посуды считается современный дизайн, изысканность, неизменный стиль и то что мыть ее можно в посудомоечной машине.
Все перечисленные производители зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны. Столовые сервизы этих брендов пользуются большим спросом у покупателей, а эксперты отмечают их привлекательный внешний вид, долговечность и неизменный стиль.
Кофейные сервизы — изделия, окутанные тайной
Утренний кофе гораздо приятнее принимать из изящных, стильных чашек, которые хранят особые воспоминания. Кофейные сервизы из Чехии способны поднять настроение с утра и подарить прилив бодрости и сил. Чешские изготовители бережно хранят традиции росписи и производства изделий вручную. Даже после усовершенствования и модернизации производства чешские предприятия с многовековой историей сохраняют на самых важных этапах ручные операции и держат марку.
Все это в купе позволяет сделать заключение, что чешские кофейные сервизы удовлетворяют пожелания даже взыскательных потребителей не случайно, а вполне закономерно. Эти наборы посуды неповторимы и уникальны в своем роде. Исключительное качество в симбиозе с изысканным стилем и довольно умеренной ценой делают такие наборы посуды идеальным сюрпризом, способным подчеркнуть имидж владельца.
Почему эти сервизы снискали такую сумасшедшую популярность?
Твердый чешский фарфор известен своей невероятной прочностью, стойкостью к повреждениям и сколам, прозрачностью и особым колокольным звоном.
Если однажды вы уже стали обладателем чешского кофейного сервиза, вам хорошо известно, что он отлично выдерживает интенсивное использование и демонстрирует лучшие эксплуатационные характеристики даже в течение длительного времени.
Как правило, это объясняется просто: отдельные регионы Чехии богаты уникальным видом кристально белой глины с высоким содержанием каолина, придающего фарфоровой посуде ее небезызвестную прочность. Национальной гордостью Чехии являются наборы брендов Bohemia и Leander.
Материал определяет свойства
Выбирая набор для чаепития, стоит знать, что материал, из которого он изготовлен, будет во многом определять качество напитка.
Поэтому выбор посуды должен отталкиваться от индивидуальных чайных предпочтений.
- Зеленый, белый и желтый чай, а также травяные чаи на цветочной основе не нуждаются в длительном поддержании температуры, чтобы раскрыть свой аромат и вкус, поэтому заваривать и подавать их можно в стеклянной посуде. Вполне отвечает этим требованиям и тонкостенный фарфор;
- Улун относится к категории чаев средней ферментации, а оттого ему нужно немножко больше времени на то, чтобы продемонстрировать тонкости своего характера. В китайской чайной церемонии, использующей улуны, этот чай традиционно заваривают и подают в фарфоре или посуде из исинской глины;
- Черный чай, а также пуэры требуют наиболее высокой температуры воды и более длительного ее воздействия на чайный лист. В стеклянной и металлической посуде велики теплопотери, поэтому лучшим выбором станут чайные наборы из керамики. В холодное время года для черного чая рекомендуют использовать глину или фаянс, а в теплое подойдет фарфор. Однако производители стеклянной посуды не желают сдавать позиции, а потому сделали свои изделия универсальными, добавив чайникам подставки с подогревом и даже специальные чехлы, превращающие заварник в термос;
- Фруктовые и травяные чаи, которые содержат в своем составе высушенные плоды, веточки, коренья и другую грубую органику лучше всего заваривать и подавать в глазированной глине или фаянсе, а чайник лучше утеплять, поскольку, не создав такой термос, ждать от этих компонентов полноценной отдачи не приходится.
По каким критериям определяют ценность фарфора:
- Если это антикварный коллекционный фарфор, то первым параметром, конечно же, является возраст вещи.
- Редкость и уникальность предмета я бы поставила во главе определения ценности. Хотя часто редкость и возраст являются взаимодополняющими параметрами в данном вопросе.
- Основной критерий любого изделия из фарфора — это его художественная ценность.
- Для антикварного изделия очень важным является его сохранность, целостность. Отреставрированный фарфор сразу же теряет свою ценность.
- Качество фарфора очень сильно влияет на сохранность предмета. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Поэтому меньше вероятностей приобрести абсолютно неповрежденное и деформированное изделие.
- Кому принадлежало изделие, в какой коллекции оно находилось — этот вопрос интересует коллекционеров, заинтересованных в особых аурах изделий, обладающих историей и занимательными тайнами обладания.
- Степень известности вещи и наличие спроса на неё также определяет её ценность.
Может ли посуда стать ценной для будущих поколений
Здесь всё ровно так же, как и с любым антиквариатом. Чем ценнее выбранные предметы, чем престижнее бренд-производитель, чем меньше тираж, тем выше шанс, что ваши внуки или, скорее, правнуки смогут положить их в основу коллекции или выгодно продать.
Обращайте внимание на способ росписи и производства. Ручная посуда будет цениться больше, ручная роспись именитого художника — вдвойне
А если у вас есть ещё и дар предугадывать общественные вкусы на много лет вперёд — тогда можно смело отправляться на блошиный рынок и подбирать семейные сервизы, которые станут потенциальными реликвиями.
Фото: @thepropdispensary
Из чего делали разные виды советских сервизов
Сервизы для чая и кофе
Чайные и кофейные гарнитуры производили из одних и тех же материалов: фарфор, фаянс, майолика, серебро, цветные металлы и даже… пластмасса. Как правило, все сервизы чайно-кофейного плана были рассчитаны на 6 и 12 персон, и лишь чайные наборы под названием «тет-а-тет» делали в расчете на 2 персоны и только из фарфора и металла. В чайные наборы входили следующие предметы: чашки с блюдцами, чайник, сахарница, молочник, сливочник, полоскательница (!), сухарница, масленка, мелкие тарелки, ваза для фруктов, вазочка для варенья и блюдечки для варенья.
Кофейные наборы включали в себя также чашки с блюдцами, кофейник, десертные тарелки, сливочник и сахарницу — гарнитур был более простой, чем аналогичные чайные сервизы.
Кофейный сервиз
Десертные (фруктовые) наборы
Это очень интересный вид сервиза, который в советском быту встречался крайне редко просто потому, что для подобных целей (десерт) использовались другие предметы посуды и просто не возникала необходимость приобретать отдельный сервиз.
Десертные гарнитуры делали из майолики, обычного или цветного стекла, серебра, цветных металлов. В из состав были включены такие предметы, как ваза для фруктов на очень низкой ножке или вообще без нее и 6 десертных мелких тарелок. Если десертный сервиз был сделан из металла, то к таким наборам помимо перечисленных выше предметов добавлялись еще фруктовые ножи и специальная стойка для них, , сахарница со специальным совочком, чтобы посыпать кислые фрукты, стакан или зажим для бумажных салфеток.
Винные и крюшонные сервизы
Как бы это странно ни звучало, но «крюшонный сервиз» — это вполне официальное название гарнитура. Как правило, все виды винных сервизов производили из бесцветного или цветного хрусталя, а также серебра и других металлов. В их состав входили поднос, кувшин для напитка, 6 рюмок или стопок; крюшонные наборы делали из стекла или хрусталя, иногда декорированного золотом, гравировкой или травлением, и комплектовались вазой с крышкой, 6 кружками, разливательной ложкой и подносом.
Сервизы детские, для воды и для завтрака
Наборы детской посуды делали из фарфора, фаянса и майолики — все серьезно и солидно, как у взрослых, никакой тебе дешевой пластмассы… Комплектовались такие гарнитуры глубокой и мелкой тарелкой, кружкой и чашкой с блюдцем (некоторые наборы включали в себя только три предмета: две тарелки и кружку).
Сервизы для завтрака в советском быту встречались тоже крайне редко — не принято было у обычного человека сервировать для завтрака стол сервизами, очень это было похоже на какой-то пережиток аристократического прошлого, с проявлением которого в СССР всячески боролись. И очень жаль, что привычка подобной сервировки не прижилась в быту, ведь гарнитуры для завтрака были красивы: кувшин, масленка, три мелких тарелки разного диаметра, солонка, две чашки с блюдцами и рюмки для яиц.
Наборы посуды для воды тоже производили из фарфора, фаянса, майолики или стекла, и в их состав входили кувшин, два стакана и полоскательница; иногда такие сервизы комплектовались еще и подносом.
Как видим, советские сервизы были не просто красивы, но еще и очень удобны для использования. Жаль только, что чаще всего они играли роль украшения квартиры. К счастью, времена меняются, и сегодня многое из того, что представляет собой советское наследие, нашло практическое применение у потомков: извлекаются из шкафов и вовсю используются бережно хранимые хрустальные вазы и салатники, неприкосновенные бабушкины сервизы, «парадные» чашки и тарелки, приобретаемые по отдельности или когда-то полученные в подарок…
************************************************************************************
Россия
Российское фарфоровое производство переживает не лучший период: десятки фабрик закрылись, не выдерживая конкуренции с дешевым китайским фарфором, испытывая дефицит сырья, кадров и оборудования.
Объемы российского производства не превышают 20% от общего объема мирового рынка. Крупнейшими производителями являются Императорский и Дулевский заводы.
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году. Первыми его изделиями были табакерки, трубки для курения, чашки, пуговицы из фарфора и другие аксессуары. В 1756 году на заводе построили горн для обжига заготовок и освоили выпуск других изделий.
После революции завод национализировали – с того времени предприятие наряду со столовыми приборами выпускало агитационные статуэтки. В послевоенный период было налажено производство фарфоровых изделий для быта.
Сегодня ИФЗ выпускает предметы интерьера, столовые приборы, тематический ассортимент, скульптуры и статуэтки, сохраняя традиции и собственный неповторимый стиль.
Дулевский завод в свое время считался крупнейшим производителем посуды, скульптур, сувениров из фаянса и фарфора. Мануфактуру основал купец Кузнецов в 1832 году. За два десятилетия она стала ведущим предприятием в России.
В 1887 году завод вошел в Товарищество Кузнецова, что ознаменовало новый этап развития. Продукция, выпускавшаяся в этот период, славилась безупречным качеством, чистотой цвета.
В период Товарищества цеха модернизировали, оборудовали новыми станками и горнами – их специально привезли из Франции. Мастера выпускали изысканную посуду для императорского двора и доступные изделия массового спроса.
К концу 19 века Товарищество Кузнецовых обеспечивало поступления в казну в размере 75% от общего оборота фарфоровой промышленности.
Сегодня коллектив Дулевского завода старается сохранить традиции, держать марку. Более 1400 наименований из его ассортимента прошли аттестацию экспертного совета Минпромторга России и признание художественного достоинства. Отечественным и европейским производителям продукция предприятия тоже нравится – они охотно ее приобретают для себя и в подарок.